Когда ты мчишься в пакрафте, тебя обдаёт брызгами, поджаривает солнце, а в ушах только шум воды — мир будто исчезает. Только ты, река и лёгкий налёт безумия.
А теперь представь: ты весь мокрый, зуб на зуб не попадает, в ботинках — холодный суп, а под мышкой всё натёрто до состояния «не могу больше грести». Это не романтика — это неправильная одежда.
Сегодня разберёмся, как купить снаряжение по уму, что надеть на сплав и в какой одежде для пакрафтинга ты не будешь страдать, мёрзнуть и не перегреешься, как пельмень в пароварке.
Зачем вообще нужна специальная одежда для пакрафтинга?
Пакрафтинг — не прогулка в парке. Это реальный поход, где будет вода, холод, ветер, грязь и иногда боль. Лодка лёгкая, сидишь в ней низко — а значит:
- попа в двух сантиметрах от воды (а иногда и в самой воде).
- брызги — неотъемлемая часть пути.
- Вода почти всегда холодная — даже летом.
- Погода может меняться за 5 минут.
Без нормальной одежды для активного отдыха легко поймать переохлаждение даже в +20. Особенно в России — в Карелии, на Алтае, в Хибинах. Здесь походов с «купанием не по плану» — предостаточно.
Вариант 1: Сухой костюм (он же «сухарь»)
Профессиональный выбор. Весь закрыт, не промокает. Делается из мембранной ткани, которая дышит. Бывает с герметичными латексными манжетами, которые не пропускают совсем. Или с неопреновыми манжетами, они могут пропускать. Есть модели от отечественных и зарубежных брендов.
Плюсы:
- Даже если вывалился — остался сухим и гордым.
- Можно менять утепление под него по погоде.
- Отличная защита от ветра, дождя, снега и холода.
- Служит долго (если не сушить на батарее и не сидеть в нем у костра).
Минусы:
- Дорогой — особенно хорошие модели. Но лучший по защите.
- Требует аккуратности в хранении и использовании.
- Дышит, но все зависит от самой мембраны — можно вспотеть, если не подобрать поддёву.
- Не самый компактный и лёгкий вариант.
Когда брать:
- Весна, осень, горные реки летом, северные походы и долгие дальние экспедиции.
- Длительные маршруты для бурноводного пакрафтинга и всё, где риск «купаний» высок.
- Если ты уже серьёзно «залип» на пакрафтинг и хочешь надолго и защищённость на 100%.
Вариант 2: Гидрокостюм (он же гидра, он же неопрен)
Классика водных видов спорта. Он держит тепло за счёт воды, попавшей внутрь и нагретой телом. Толщина может варьироваться от 3 до 5 мм.
Плюсы:
- Недорогой по сравнению с сухарём.
- Хорошо греет. Есть летние, облегчённые варианты
- Защищает от ветра и холода при активном движении.
- Бывает короткий, длинный, с рукавами и без — категории на любой вкус. Полукомбез, комбинезон. штаны, куртка, майка, шорты, футболка.
Минусы:
- Чтобы неопрен работал - нужна прослойка воды между телом и материалом.
- Требует дополнительной ветрозащиты. иначе на ветру быстро выстужается.
- Не дышит — можно перегреться при активной гребле в жару.
- Сушить — задача со звездочкой (особенно если вокруг только ёлки и роса).
- Часто натирает в местах сгибов, особенно если подобрать не по размеру.
Когда брать:
- Летние бурноводные приключения, пороги, «мокрые выходы».
- Сплавы по холодной воде, но без сильных перепадов погоды.
- Если хочешь бюджетный, но рабочий вариант на пару сезонов.
Вариант 3: Вейдерсы
Известные из мира рыбалки. Представляют собой рыбацкие штаны с грудкой и лямками. Бывают с сапогами или с носками под ботинки. Делают из мембраны, нейлона или ПВХ.
Ни в коем случае не используй их для пакрафтинга! Стоит перевернуться в пакрафте — и вейдерсы превращаются в смертельную ловушку. В момент, когда ты выпадешь из лодки, они мгновенно наберутся водой. Буквально за секунды они станут тяжёлыми, как мешки с цементом.
Ты не сможешь плыть. Ты не сможешь выбраться на берег. Даже если рядом спасжилет — он может не справиться с таким весом.
Вейдерсы на воде — это реальная причина гибели людей!
Лайфхаки от бывалых пакрафтеров:
- Добавь юбку или фартук, чтобы меньше брызг летело внутрь.
- Примерь всё заранее: сядь в лодку, подёргай ногами, наклонись — костюм не должен мешать.
- Возьми сухие носки и обувь в гермомешок. Обувь часто промокает первой. Сухой костюма обычно идет уже с вшитыми носками. Они бывают из мембраны или латексные. Но существуют и модели без носков.
- В лодке даже в +25 бывает холодно. Не верь термометру и не ведись на погоду.
Универсального решения нет. Выбор зависит от погоды, формата похода, длины маршрута, личных предпочтений и бюджета. Но есть правило: лучше чуть перегреться, чем получить переохлаждение.
Если только начинаешь пакрафтить — хватит и гидры. Если хочешь комфорта в ветреную или дождливую погоду — лучше купить сухой костюм.
Что надеть под костюм?
Это важный момент, который часто упускают новички. От поддевы зависит многое.
- Под гидру — ничего не нужно. Степень «теплоты» тут регулируется толщиной неопрена.
- Под сухой костюм — многослойная система: термобелье (отводит влагу от тела и дает мембране работать как надо), флис (изотермик).
- Не надевай хлопок. Намокнет — замёрзнешь.
Что такое изотермик?
Изотермик — это утепляющий слой. Надевается под сухарь. Иногда — сам по себе.
Изотермическая одежда — это лёгкий, тёплый и дышащий утеплитель, который надевается как поддёва. «Умный слой», который и греет, и не даёт перегреться.
Обычно делается из материалов с хорошей терморегуляцией: Polartec, fleece grid, тонкий синтетический утеплитель. Надевается под сухарь.
- Дышит, греет, быстро сохнет — мечта любого походника.
- Подходит под любую одежду для активного отдыха.
- Удобно в лодке, не сковывает движения.
- Лёгкий, быстро сохнет, хорошо дышит.
- Выглядит не как спецодежда, а как модный техно-пижамный костюм.
- Но, дёшёвые модели быстро скатываются или рвутся.
Когда брать:
- Лето в северных регионах.
- На утепляющий слой в сухарь.
- Если важна лёгкость и компактность снаряжения.
⚠️ Важно: не путай изотермик с термухой. Термобелье — это база, а слой изотермика — утепляющий. Их можно и нужно комбинировать в холодную погоду.
Планируешь комбинированный поход или сплав и не знаешь, что выбрать?
Ищешь снаряжение для туризма, рыбалки, активного отдыха? Напиши нам — подскажем, подберём лодку для новичка и для опытного водника.
Или загляни в каталог — мы производим и сами всё тестируем, потому что знаем, как важно отправляться на маршрут с надежной снарягой.